mashashnaider (mashashnaider) wrote,
mashashnaider
mashashnaider

Categories:

У критиков фильма "Тобол" "патриотизм" отклеился...


фото: tobol-film.ru

Фильм "Тобол" буквально на днях вышел в широкий прокат уже вызвал бурю эмоций, как и положено большому художественному событию. Об эпохе освоения Сибири в нашем кинематографе сказано неоправданно мало. Но «Тобол» - удачная попытка восполнить этот пробел.
По мнению некоторых, Сибирь — это наш собственный Дикий Запад. Причем появившийся на несколько веков раньше, чем северо-американский аналог. И освоен он был ярче, интереснее и, не побоюсь этого слова, патриотичнее. Поэтому жанр "истерна" имеет большие перспективы.
При этом, если уж использовать риторику, которую так любят у нас "показушные" патриоты, то между "истерном" и "вестерном" разница как между глубокой, построенной на традиционализме и устоявшихся ценностях идеологии Востока, и диктатурой комфорта и индивидуализма, принятыми на Западе.
Это не значит, что нужно огульно ругать одно и подобострастно хвалить другое. Но ментальную пропасть между условными ковбоем и конным петровским гвардейцем не перескочит даже самая тренированная лошадь.
Вот об этом в "Тоболе" говорится громко и внятно. На разных примерах. Так, пленный швед, роль которого так удалась Андрею Бурковскому, ради любви к немке Бригитте в исполнении Агаты Муцениеце предает своих, потом чужих, снова своих и далее по кругу. Лишь бы спасти любимую женщину. А молодой поручик Иван Демарин, в исполнении начинающего актера Ильи Маланина, весь фильм любимую девушку практически не замечает. И, кажется, осознает ее наличие только после конца войны. В ответ на трепетный прощальный поцелуй перед его отправкой в экспедицию за джунгарским золотом, и вовсе отпихивает бедняжку и просит его не позорить.

фото: tobol-film.ru

Но при этом авторы, спасибо им за это, воздерживаются от прямого морализаторства. Какой вариант расстановки приоритетов лучше (или хуже), зритель решает для себя.
"От титанического казнокрада, уступавшего масштабами лишь Меншикову, в «Тоболе» остался мелкий суетливый чинуша-коррупционер: к нему не испытываешь ненависти, только брезгливость", - пишет в своей критической рецензии на Тобол публицист Егор Холмогоров. Конечно, чинушей Гагарин не выглядит. Скорее самонадеянным авантюристом, противоречивым и алчным, непонятно о чем думающим в первую очередь, о себе или о Родине (причем, непонятно это и ему самому).

фото: tobol-film.ru

С другой стороны задачи романтизировать казнокрадство перед авторами не стоит. Ведь, как знать, может быть и те, кто сейчас кажутся нам чинушами-коррупционерами, будут видеться какому-нибудь потомку Холмогорова "титаническими казнокрадами".
"Не удалось «Тоболу» исцелить и главную проказу постсоветского кино: несимпатичные и неуклюжие русские и благородные изящные иностранцы", - аргумент, который, мягко говоря, обескураживает.
Вы можете пройтись по улицам Тобольска, а затем, например, Стокгольма. И, конечно, человеку, чье восприятие искажено "голливудскими" типажами покажется, что шведы то уж покрасивее наших будут (хотя, справедливости ради, в Тобольске как раз много «шведских» лиц). Но если лично Холмогорову исконные русские типажи мужчин внешне не нравятся, повод ли это ругать кинематограф?
Критикам "Тобола" не понравился Дмитрий Дюжев в роли императора Петра. Дюжев, дескать, пучит глаза и дергается. А то, что современники отмечали именно эти внешние особенности царя, в расчет не берется.
Исходя из чьего-то личного вкуса, Петр должен был быть степенным, благообразным царем с картинки, а не из реальной жизни. А ничего, что на протяжении веков в литературе бытовал весьма не иконный образ Петра - от любителя пыток и пьяницы, до нервного эпилептика и влюбленного в Запад инфантила? В "Тоболе" эти популистские штампы не эксплуатируются. Петр интересен авторам в историческом моменте. Как, безусловно, гениальный правитель, освоивший важнейшие для империи территории.
"В общем, создатели фильма умудрились опозорить одного из величайших русских правителей", - пишет еще один поборник русской елейности Сергей Зеленин.
Но дело в том, что авторам фильма совсем не нужно притворяться патриотами, что-то там сглаживать и камуфлировать, фотошопить чересчур пучеглазого Петра, удлинять ноги русским гвардейцам, блюрить морщины Гагарина и утягивать талию Семену Ремезову.

фото: tobol-film.ru

И неуклюжесть Ремезова, и пучеглазость Петра, переданная Дюжевым с исторической достоверностью, никак не умаляет заслуг обоих. Других глаз у него для вас, господа "охранители" не было, а вас у самих, простите, "патриотизм" отклеился.
«Тобол» не претендует на то, чтобы создать «легенд» из и без того легендарных персонажей и полить бальзам на чье то тщеславие, выведя на экран благообразных русских и нелицеприятных иностранцев. При этом масштаб всех героев фильма, важность исторического момента, и то, почему именно этим людям было суждено построить великую страну - очевидно и без сказочных гипербол.
Tags: Кино, Россия, Тобол, критика, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 115 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →